История | Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев

  • Зарегистрируйтесь, чтобы быть в курсе событий аэропорта

    Хронология событий 

Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев сегодня является одним из современных аэропортов на евразийском континенте, история которого берет свое начало с 1930 года

 

1930

В 3-х км от г. Акмолинск, ныне Астана, был построен аэропорт. На территории его находилось поле в виде квадрата для взлета и посадки самолетов, саманный вокзал — 8 комнат с небольшим залом, домик для пилотов из двух комнат, подвальное бензохранилище, а также саманная маслогрейка (для подогрева масла и воды).

1931

1 декабря началось регулярное воздушное сообщение между Семипалатинском и Акмолинском (День образования предприятия). В период паводков аэродром закрывался. Средством сообщения между городом и аэродромом была телефонная связь, паром (моста через Ишим не было), пешеходная тропа. В первые годы воздушное движение носило эпизодический характер, в расписании указывалось: “Вылет самолета в понедельник утром” или “в среду с восходом солнца”.Перевозка пассажиров, почтовых грузов осуществлялась на самолетах: К-4, К-5, ПР-5, П-5,П-2.

1934

Начались регулярные полеты по трассе: 1.Алма-Ата-Бертрас-Караганда-Акмолинск-Атбасар-Кустанай-Свердловск. 2.Караганда-Петропавловск-Кургальджино-Акмолинск-Жана-Арка-Пресновка.

1946

В аэропорт Акмолинск на постоянное место базирования прибыло первое звено самолетов ПО-2. Звено принадлежало Карагандинскому авиапредприятию. Для перевозки пассажиров, почты открываются трассы: Акмолинск — Кургальджино — Жолымбет — Ак-Су — Бугумбай — Бестюбе — Астраханка — Балкашино — Благодатное (населенные пункты Акмолинской области). В 1946 году были организованы службы перевозок в составе 2 человек. В 1946 году авиация начала обслуживать народное хозяйство — санитарную авиацию. 

1947-1948

На базе Акмолинского аэропорта формируется звено из 3-х приписных специалистов ПО-2, которое входило в состав авиаотряда, базирующегося в Караганде. Аэропорт Акмолинск оснащается по тем временам современным оборудованием, расширяется строительство — выстроен финский домик для радиостанции, три саманных домика и гараж. Штат обслуживающего персонала возрос до 40-50 человек. Аэропорт начинает принимать кроме легких типов самолетов и тяжелые — ЛИ-2. 

1951

После удлинения ВПП в мае месяце впервые приземлился самолет ИЛ-12, а позднее ИЛ-14.

1954

На базе звена образована авиаэскадрилья. Самолетный парк пополнился самолетами ЯК-12, АН-2. 

1956

Аэропорт Акмолинск переходит на круглосуточную работу.

1959

09 мая был организован Акмолинский объединенный авиаотряд. В этом же году Акмолинскому объединенному авиаотряду дополнительно были выделены самолеты АН-2, что позволило резко увеличить сеть местных воздушных линий.

1960

16 октября Акмолинскому аэропорту был присвоен третий класс.

 

1961

Получены первые приписные самолеты ЛИ-2,которые начали регулярный полет по трассам на Степногорск и Кустанай.

1963

4 ноября аэропорт Целиноград, бывший Акмолинск,принял первый самолет ИЛ-18 в новом аэропорту в 18 км от города. Регулярные рейсы на самолете ИЛ-18 были начаты с декабря 1963 года. Аэровокзальный комплекс был еще на стадии строительства, поэтому аэровокзалом служило приспособленное 2-этажное здание нынешней МСЧ, где была расположена служба Управления воздушным движением.

1966

8 февраля принят в эксплуатацию новый аэровокзал, а в июне того же года все службы объединенного авиаотряда перебазировались в новый аэропорт. Старый аэропорт, просуществовавший с 1930 года, в 1966 году был передан спортивному клубу ДОСААФ.

1969

21 апреля самолетный парк Целиноградского авиаотряда пополнился первым самолетом АН-24. С получением самолетов АН-24 резко возрос объем перевозок как пассажиров, так и почты, груза. На собственном парке стали летать во многие города бывшего Союза.

1975

На нашу ВПП впервые приземлился самолет ТУ-154, с этого времени был открыт регулярный рейс на самолете ТУ-154 по маршруту Алма-Ата — Целиноград — Москва и обратно. 

1995

«Трансаэро» выполнила первый рейс по маршруту Москва-Астана (тогда Акмола) и стала первой зарубежной авиакомпанией, открывшей воздушное сообщение  с будущей казахстанской столицей. Полеты осуществлялись до 15 декабря 2015 года. На смену авиакомпании пришел национальный авиаперевозчик России – Аэрофлот.

1998

Исторической вехой для авиаторов Акмолы (Астаны) является перенос столицы из Алматы. В сжатые сроки начата и закончена реконструкция аэродрома: удлинена до 3500м взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием, расширены рулежные дорожки и перрон. Произведены замены светосистемы и радионавигационного оборудования, построено здание VIP, реконструирован аэровокзальный комплекс.

Авиакомпания «СКАТ» — второй крупный авиаперевозчик Казахстана, вылетев впервые из Астаны в Шымкент, осуществляет свою деятельность в аэропорту Нурсултан Назарбаев с 1998 года. Ежедневно авиакомпанией выполняются рейсы в такие регионы страны как: Алматы, Актау, Актобе, Павлодар, Усть-Каменогорск и Шымкент, Семей, Талдыкорган, 3 раза в неделю в Тараз, по вторникам и четвергам в Жезказган и в Петропавловск по понедельникам и субботам.

Сегодня «СКАТ» осуществляет перелеты два раза в неделю в столицу Республики Татарстан город Казань. В перспективе планируются перелеты в дальнее зарубежье, в том числе и в рамках туристической программы. Используемые типы ВС – Bombardier CRJ200, Boeing 737/757/767.

Авиакомпания Австрийские авиалинии (Austrian Airlines) стала одним из первых международных партнеров аэропорта. В сентябре был совершен первый рейс в Вену. В 2016 году авиакомпания объявила о приостановлении полетов из Астаны.  

2002

Авиакомпания «Эйр Астана» — национальный авиаперевозчик Казахстана, один из основных клиентов, который благополучно сотрудничает с аэропортом Нурсултан Назарбаев уже более 15 лет.

15 мая 2002 года был совершен первый рейс сообщением Астана — Алмата. На сегодняшний день «Эйр Астана» совершает ежедневные полеты из Астаны в 15 городов республики. Используемые типы самолетов: Embraer 90, Airbus 320/321, Boeing 757/767.

Авиакомпанией «Эйр Астана» выполняется большое количество рейсов в ближнее и дальнее зарубежье с максимально возможной частотой выполнения рейсов.

«Эйр Астана» совершает полеты в столицы прекрасных и крупных государств — Абу-Даби, Ташкент, Лондон, Тбилиси, Баку, Бангкок, Пекин, Париж и Дели, Бишкек, Дубай, Сеул, Стамбул, Новосибирск и Омск. Ежедневные рейсы осуществляются в Екатеринбург, Санкт-Петербург, Москву, Урумчи, Франкфурт и Лондон.

2002

Начало реализации масштабного проекта «Реконструкция пассажирского терминала АО «Международный аэропорт Астана»

В весенне-летней навигации авиапредприятие «Пулково» приступает к выполнению полетов по направлению Санкт-Петербург-Астана-Санкт-Петербург. Впоследствии преемником по данному направлению станет авиакомпания Россия.

2003

В августе запущены рейсы авиакомпании Уральские авиалинии по маршруту Екатеринбург-Астана-Екатеринбург

2004

5 марта совершен первый рейс отечественной авиакомпании «Жетысу» в столицу Семиречья — Талдыкорган на типе ВС ЯК-40. В настоящее время авиакомпания совершает рейсы из Астаны в г.Ушарал в период летней навигации.   

2005

Завершен крупномасштабный международный проект реконструкции аэропорта. 2 февраля 2005 г. состоялось торжественное открытие здания нового пассажирского терминала аэропорта. Площадь терминала составила свыше 25 тыс. кв. метров. Количество стоек регистраций – 24, 2 багажные ленты. В настоящее время терминал используется для обслуживания внутренних рейсов и носит название Терминал 2.

Одним из первых зарубежных партнеров аэропорта стала государственная авиакомпания Республики Узбекистан «Узбекистон Хаво Йуллари». 13 из 26 лет своего существования авиакомпания работает с аэропортом Нурсултан Назарбаев. Полеты из Астаны в солнечный Ташкент осуществляются 3 раза в неделю на воздушном судне типа Airbus 320. 

19 октября 2005 года свой первый рейс запустила крупная авиакомпания «Туркиш Эйрлайнз» (Turkish Airlines). Являясь успешным партнером столичного аэропорта Казахстана, авиакомпания совершает ежедневные полеты в крупнейший город Турции — Стамбул на Boeing 737, также у авиакомпании имеются туристические чартерные программы по сезонам. У Стамбула прекрасная система маршрута для стыковочных рейсов. 

14 ноября был открыт рейс первым арабским бюджетным авиаперевозчиком Air Arabia по направлению из Астаны в Шарджу на комфортабельном авиалайнере А-320.     

2006

Флагманский перевозчик Германии — авиакомпания «Люфтганза» с 26 марта 2006 года три раза в неделю летает из Астаны в бизнес-столицу Германии — Франкфурт, тип используемого воздушного судна Airbus 330. Франкфурт также является одним из лучших городов для пересадки при сложном маршруте. 

28 апреля открыт рейс украинской авиакомпании UM Air (Украинско-Средиземноморские Авиалинии) по направлению Киев-Астана-Киев.   

«Чайна Саузен Эйрлайнз» (China Southern Airlines) — Одна из крупнейших авиакомпаний Китая, основанная более 26 лет назад, сотрудничает с аэропортом уже 12 лет. Авиакомпания выполняет 3 рейса в неделю в город Урумчи на Boeing 737. Первый рейс авиакомпании по направлению Урумчи-Астана был совершен 24 июля.

2007

28 ноября впервые в истории аэропорт встретил своего первого миллионного пассажира. Миллионным пассажиром 2007 года оказался Нурлан Мерекенов, прибывший рейсом КС-851 Алматы – Астана авиакомпании Эйр Астана. 

С июля 2007 года Аэропорт Астаны находится под управлением компании «Маlaysia Airoports Holding Berhad» согласно Соглашению о доверительном управлении, цель которого - улучшение показателей деятельности и уровня обслуживания в соответствии со стандартами международных аэропортов, имеющих высокий уровень дохода.  

«Белавиа» — Белорусская национальная авиакомпания, в партнерстве со столичным аэропортом с 29 июня 2007 года по настоящее время каждый день совершает полеты в Минск на воздушных судах типа Embraer 195, Boeing 737. 

Авиакомпания Россия, входящая в группу Аэрофлот, с 2007 года осуществляет свою деятельность из аэропорта Нурсултан Назарбаев. Сегодня, на авиалайнерах типа Airbus 320/321 четыре раза в неделю авиакомпания выполняет полеты в культурный центр и во второй крупнейший город России — Санкт-Петербург

Также в этом году открыты рейсы компании "Новосибирск Авиа" в г. Новосибирск, теперь связывающий Астану с Сибирью, и компании "КД-Авиа" в самую западную точку России, г. Калининград, предоставляя удобные стыковочные рейсы из Калининграда в более шестнадцати крупных городов Европы и России. 

2008

17 января аэропорту была присвоена категория IIIА стандарта ИКАО. Аэропорт Астаны - первый в Казахстане аэропорт, имеющий такой сертификат. Он позволяет облуживать воздушные суда в сложных погодных условиях. 

16 апреля состоялась презентация по случаю запуска авиарейса авиакомпании Кыргызстан по направлению Бишкек-Астана. Первыми пассажирами презентационного рейса стали министр транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики Нурлан Сулайманов и министр промышленности, энергетики и топливных ресурсов КР Сапарбек Балкибеков.

2009

С 07 мая 2009 года аэропорт Нурсултан Назарбаев сотрудничает с национальной авиакомпанией Объединённых Арабских Эмиратов «Этихад Эйруэйс» (Etihad Airways), основанной в 2003 году. Сегодня, авиакомпания летает из столицы Казахстана в самый большой из семи эмиратов и столицу ОАЭ —  Абу Даби. Используемый тип ВС Airbus 320. 

24 апреля в международном аэропорту Астана состоялась презентация нового пассажирского авиарейса Киев-Астана-Киев. К партнерам аэропорта присоединился украинский перевозчик АэроСвит. 

2010

26 мая казахстанская авиакомпания Авиа-Жайнар впервые запустила рейсы в г.Костанай.

2011

«Международные авиалинии Украины» — флагманская авиакомпания и самый крупный авиаперевозчик Украины, с апреля 2011 года ежедневно осуществляет полеты из Астаны в Киев – один из наилучших вариантов для стыковки сложного маршрута. Из Астаны авиакомпания летает на бортах серии Boeing.

2012

30 ноября Международный аэропорт Астана обслужил своего двухмиллионного пассажира, тем самым превысив прогнозируемое количество пассажиров. Данным пассажиром оказался Журавлев Евгений из города Алматы, прилетевший рейсом КС 851 авиакомпании Эйр Астана.  

«Бек Эйр» — казахстанская авиакомпания совершила свой первый рейс из Астаны в Алмату 01 июня 2012 года. Используемый тип воздушного судна – Фокер 100. Сегодня из Астаны авиакомпания уже летает в 7 регионов страны: в Алматы, Шымкент, Актау, Кызылорду, Атырау, Актобе и Уральск.

2014

Начало реализации проектов «Реконструкция пассажирского терминала АО «Международный аэропорт Астана», а также «Строительство Терминала бизнес авиации».

2015

Торжественное открытие терминала бизнес авиации состоялось 19 ноября 2015 года. Площадь ТБА составляет 2 400 кв.м., пропускная способность – 200 пассажиров в час. В здании терминала разместились лаунж-бар, конференц-зал, комнаты для проведения переговоров, удобства для пассажиров с детьми, магазин беспошлинной торговли, для гостей предусмотрены 52 парковочных места.

«Qazaq Air» — молодая авиакомпания, стремительно развивающая региональную сеть полетов. На сегодняшний день авиакомпания летает из аэропорта Нурсултан Назарбаев каждый день в Алматы, Актобе, Жезказган, Костанай, Павлодар и Шымкент. 

27 октября 2015 года между аэропортом Нурсултан Назарбаев и крупнейшей авиакомпанией России «Аэрофлот» заключены партнерские отношения, начались ежедневные полеты в один из центров стыковки сложных маршрутов по всему миру и столицу Российской Федерации – Москву.

«Азиана Эйрлайнс» один из новых партнеров аэропорта Нурсултан Назарбаев. Презентация первого рейса южнокорейской авиакомпании из Астаны была осуществлена 08 августа 2015 года в столицу Республики Корея г. Сеул

«Флайдубай» — государственная бюджетная авиакомпания Объединенных Арабских Эмиратов, начала совместную деятельность с аэропортом Нурсултан Назарбаев 27 октября 2015 года. На сегодняшний день три раза в неделю авиакомпанией выполняются рейсы в Дубай – туристический центр Ближнего Востока. Используемый тип самолета Boeing 737.

2016

Также одним из новых авиаперевозчиков в Астане являются Королевские Голландские авиалинии «КЛМ». Полеты из столицы Казахстана в Амстердам осуществлялись с мая 2016 года, два раза в неделю на бортах типа Airbus 330. В 2017 году выполнение рейсов приостановлено. 

2017

В рамках Программы инфраструктурного развития «Нурлы Жол» был построен новый пассажирский терминал международных рейсов. 47 000 кв. м. нового терминала добавляют в инфраструктуру Аэропорта 6 новых стоянок воздушных судов с посадочными рукавами и 4 автобусных посадочных выхода, а также включает в себя множество технологий и процессов, предназначенных для повышения качества обслуживания в Аэропорту. Также в Т1 установлена первая в Казахстане современная система обработки багажа, которая соответствует стандартам ЕС 2020 и может обрабатывать до 1200 единиц багажа в час, 50 кабин паспортного контроля, 27 стоек регистрации и 4 стойки саморегистрации. В новом терминале предусмотрена зона общественного питания площадью 1000 кв.м., пункты розничной торговли занимают 1 300 кв. м. Впервые в истории начал функционировать бизнес зал. Общая пропускная способность составляет 8,2 миллионов пассажиров в год, что более чем в 2,5 раза больше предыдущей. Официальное открытие нового международного терминала состоялось 31 мая 2017 года с участием Главы Государства. 5 июня 2017 года новый терминал начал обслуживать международные рейсы.

В аэропорту Астаны состоялась торжественная церемония по открытию нового направления Астана-Варшава. 30 мая 2017 года аэропорт Астаны приветствует своего нового партнера в лице авиакомпании LOT Polish Airlines, которая сегодня совершила свой первый перелет по направлению Астана-Варшава. Прямое регулярное сообщение между Астаной и Варшавой открывается впервые.  Рейсы выполняются 4 раза в неделю в летнем расписании, 3 раза в неделю в зимнем расписании на комфортабельном авиалайнере Boeing-737.

01 июня 2017 Аэропорт Астаны торжественно встретил водной аркой борт новой авиакомпании в числе клиентов аэропорта – Air China, которая совершила свой первый перелет по направлению Пекин-Астана, на первом рейсе прибыло 70 человек. Рейсы выполняются 3 раза в неделю на комфортабельном авиалайнере Airbus-320 в летнем расписании, 2 раза в неделю в зимнем.

8 июня 2017 года в аэропорт Астаны прибыл первый рейс авиакомпании Wizzair из Будапешта. Новый лоу-кост авиаперевозчик Wizzair стал первым из новых авиакомпаний, который был обслужен в новом терминале Т1 столичного аэропорта.

19 июня состоялась торжественная презентация первого рейса авиакомпании Finn Air по маршруту Хельсинки-Астана-Хельсинки. Полеты из Астаны в Хельсинки (Финляндия) осуществлялись 2 раза в неделю по понедельникам и пятницам на комфортабельном авиалайнере Airbus-319. Несмотря на то, что рейсы в Хельсинки планировалось запустить только на период выставки ЭКСПО-2017, авиакомпания планирует продолжить программу в летнем расписании 2018.

20 июня в соответствии с опубликованным постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 марта 1996 года № 281 "Об утверждении Правил присвоения наименования аэропортам, портам, железнодорожным вокзалам, железнодорожным станциям, станциям метрополитена, автовокзалам, автостанциям, физико-географическим и другим объектам государственной собственности на территории Республики Казахстан, а также переименования, уточнения и изменения транскрипции их наименований и присвоения собственных имен лиц государственным юридическим лицам, юридическим лицам с участием государства" Международный аэропорт Астана переименован в «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев».

В этом же году, 30 ноября новый Терминал Международного аэропорта Нурсултан Назарбаев обслужил 1-миллионного пассажира. За период с 5 июня по 30 ноября 2017 Терминал-1 обслужил 1 миллион человек. Почетным юбилейным пассажиром стал Алексей Французов, прилетевший из Новосибирска рейсом КС 218 авиакомпании Air Astana. Имя 1-миллионного пассажира было определено случайно, путем проведения лотереи.

Спустя две недели, 14 декабря Международный Аэропорт Нурсултан Назарбаев обслужил 4-миллионного пассажира. Почетным юбилейным пассажиром стал Сейфуллин Алишер, прилетевший из города Актобе рейсом DV 724 авиакомпании SCAT. Почетным юбилейным пассажиром стал Сейфуллин Алишер, прилетевший из города Актобе рейсом DV 724 авиакомпании SCAT.

В настоящее время Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев имеет категорию Международной Ассоциации Гражданской Авиации – IIIА, а также принимает и обслуживает воздушные суда всех типов без ограничения взлетной массы — Ил-76, Ан-124, Б747-400F

 



Полезная информация

  • Wi-Fi в аэропорту

    Воспользуйтесь бесплатным доступом в интернет

    Подробнее

  • Правила прохождения досмотра

    Ознакомьтесь с правилами прохождения досмотра

    Подробнее

  • Как пользоваться паркоматом?

    Ознакомьтесь как пользоваться паркоматом

    Подробнее